КНИГА ОТЗЫВОВ и жалоб Брянска
Личные мнения о работе госчиновников, муниципальных служащих и коммерческого сектора Брянска
Помогайте делать город лучше. Пишите отзывы. Предлагайте решения.
Разместить рекламу на сайте
Категории каталога
Закон о защите прав потребителей [2]
Для Брянских жителей [26]
Образцы заявлений и претензий [15]
Мини-чат
Обновлять для ответов
200
Наш опрос
Какими такси в Брянске вы пользуетесь?
Всего ответов: 173
Главная » Статьи » Для Брянских жителей

Таймшер в России
Вы любите беспроигрышные лотереи? Тогда берите под ручку супруга (супругу) и отправляйтесь прямиком в торговый комплекс "Охотный ряд", на каждом этаже которого приветливые молодые люди цепким взором выдергивают из толпы парочки - будущих победителей и обладателей роскошных призов. "Позвольте вручить вам пригласительный билет на нашу выставку, - скромно говорят они. - Да, кстати, там внутри еще и лотерея есть - а вдруг вам повезет и что-нибудь выиграете". Действительно, мы с мужем выиграли ценный приз "второй категории": фотоаппарат, или утюг, или еще что-нибудь из бытовых приборов. Идти за "сыром" не хотелось, но нас уверили, что просто отдадут подарок в обмен на сорокаминутный рассказ о дальних странах, и отпустят, не принуждая к покупкам. Офис "Тропикана Маркетинг" распахнул нам свои объятья. За круглыми столиками в зале сидело несколько пар. Судя по сонному виду, большая часть была из команды "подсадных уток". После десятка откровенных вопросов о доходах, статусе, планах на ближайшее время мы были признаны перспективными и взяты в плотную обработку. Милая девушка, жизнерадостно щебеча, воспевала нам свою фирму и ее замечательные туры во все страны мира, особенно на Канары, на остров Тенерифе. Мое заявление о том, что я предпочла бы иную местность, было отметено как глупость несусветная. Только Тенерифе - все остальное подождет! Однако на Тенерифе мы отправляться не спешили. Зато я поинтересовалась, где же, собственно, приз, ради которого мы сюда пришли. Нас нехотя препроводили в соседнюю комнату, где за стареньким компьютером сидел менеджер по лотереям. Удалив защитную пленку, он ввел в компьютер номер нашего билета, чтобы выяснить, какой же нам полагается приз, и даже не смог натурально изобразить радость и восторг при виде загоревшейся надписи: "Главный приз - бесплатная поездка на о. Тенерифе!". Забегая вперед, скажу, что я оказалась феноменально удачлива, выиграв его и спустя неделю уже с другим спутником, а затем поделилась везением с подругой, которая также посетила "Тропикану". Однако на улыбку Фортуны никто из нас так и не ответил, наотрез отказавшись тут же оплатить турпакет стоимостью 1300 долл. Предложения прийти завтра, поразмыслив, сотрудники агентства не принимали, деньги по безналичному расчету - тоже, так что контракт не состоялся. Те, кто сталкивался когда-нибудь с таймшерами, уже узнал описываемую ситуацию. Однако сами работники "Тропиканы" наотрез открещиваются от этого слова, ставшего для многих россиян чуть ли не ругательным. То, что этот бизнес жив, было большим открытием, ведь, казалось бы, все давно уже затихло после громких скандалов второй половины 90-х годов. Первое же обращение в интернет-конференции, где тусуются туристы, показало, что таймшерная проблема в России вновь остра и актуальна - сеть полна жалостных стонов и предупреждающих выкриков обжегшихся на таймшерах граждан. И "Тропикана" там занимает отнюдь не последнее место по числу негативных высказываний. Кто заложил фундамент Система клубного отдыха, изобретенная в Европе и активно внедренная американцами в широкую практику, существует уже свыше 30 лет. Долгое время она развивалась довольно хаотично, что давало широкое поле для различных злоупотреблений, однако в 1994 г. Европарламент обязал всех своих участников в течение трех лет привести свои законодательства в соответствие с общей директивой по таймшеру. В результате лазеек для жуликов практически не осталось, поскольку все этапы организации, продажи и обслуживания таймшер-сертификатов подробно расписаны. Для защиты прав покупателя во многих странах введен, например, период охлаждения (до 14 дней), в течение которого он может расторгнуть договор без объяснения причин. Многие зарубежные деятели быстро поняли, что в Европе их благоденствие заканчивается, и в поисках новых рынков двинулись на восток. Добравшись к 1993 г. до России, они с приятным изумлением обнаружили, что здесь сложилась мощная прослойка людей, которые имеют деньги. Хранят не на счетах, откуда их сложно добыть, а на руках, в карманах, кошельках, авоськах, при этом мечтая их легализовать и сохранить. Денег этих много, а потребитель не только не имеет понятия о таймшерном законодательстве, но и вообще в правовом отношении настолько незащищен, что "делай с ним что хошь". То, что происходило у нас в середине 90-х, иначе как беспределом назвать нельзя. Все контракты составлялись на английском языке, и мало кто из покупателей мог вообще прочесть его, не говоря уже о том, чтобы разобраться в различных тонкостях. Пользуясь этим, в Россию начали сплавлять залежалый, третьесортный товар, который в Европе потребителей не нашел, - недели белого, синего сезона, слабые клубы. При этом ломили за него баснословные деньги, сертификаты продавались у нас в 5-10 раз дороже, чем в Европе. Недели, которые объективно стоят 2-3 тыс. долл., шли за 15-20 тысяч и выше. Сертификат, который в Германии стоил 5 тысяч, в Сибири "впаривали" за 50. Чтобы обосновать столь высокую сумму сделки, клиенту рассказывали сущие небылицы, обещали и вид на жительство, и право на работу. Самое удивительное, что всем этим россказням люди верили. До сих пор есть один господин, который судится с маркетинговой компанией, потому что уверен, что купил виллу в Испании в личное владение за 20 тыс. долл. Между тем в законодательстве Испании, например, строго запрещено проводить хоть какие-то параллели с покупкой недвижимости и употреблять слово "собственность" во время презентации или говорить о том, что покупка таймшера - это инвестирование денег вообще. Пик "диких" продаж таймшеров в России пришелся на 1994-1996 гг. С открытием в России представительства международной компании по обменам RCI начала появляться достоверная информация, что осложнило работу мошенников, и зарубежные компании, торговавшие залежалыми таймшерами, покинули страну с чемоданами долларов. Эту нишу тут же заняли отечественные компании, однако из-за того, что таймшер в России стал словом почти ругательным, его продажи на первичном рынке резко упали. В 2000 г. по всем бывшим странам Союза было зарегистрировано менее 2,5 тыс. семей - членов клубов, присоединенных к системе обмена RCI. B минувшем году эта цифра еще более сократилась. К тому времени, как рынок первичных продаж в России постепенно сходил на "нет", бурное развитие получил вторичный рынок таймшеров. Дело в том, что в комплекте с "гарантированным правом на отдых" многие владельцы получили неизбежные проблемы. Первый вопрос возникал спустя примерно год после подписания контракта. Клубы присылали новому члену свои письма на английском языке, которые в основном выкидывались. Спустя пару лет такой практики выяснялось, что из-за неуплаты ежегодных управленческих взносов в клуб владельца вот-вот вычеркнут из списков приобщенных к земному раю. Уплатить взнос оказалось весьма непросто. Российский гражданин не мог просто так прийти в банк и оплатить его, поскольку до 1996 г. ЦБ требовал специального разрешения на осуществление текущих валютных операций. Тогда же появились первые разочаровавшиеся клиенты, которые купили недели низкого качества, посетили курорты, расстроились, а потом выяснили, что и в будущем не смогут обменять их на что-нибудь приемлемое. Никто же не говорил им, что обмен идет эквивалентный, хороший курорт с лучшими неделями не поменяют на "синюшный" зимний таймшер, или про то, что на поездку в Париж очередь на три года вперед, потому что там курортов очень мало. Вывод лежал на поверхности - решением всех проблем было избавление от их источника, то есть от таймшера. Тем более что при покупке сертификата продавцы утверждали, что его в любой момент можно выгодно сбыть. Это было очень кстати после кризиса 1998 г., который заставил задуматься о поиске средств даже тех, кто был доволен клубным отдыхом. Поле чудес Вторая волна мошенников пришла на хорошо подготовленное их предшественниками поле. Газеты и журналы запестрели объявлениями типа "Срочно выкупаем таймшеры". По мнению сотрудников ОБЭП г. Москвы, вторичный рынок таймшеров состоит сейчас из "наперсточников", руководимых из одного мозгового центра. Дело в том, что продать "клубный отдых" на вторичном рынке очень сложно, тем более за те сумасшедшие деньги, за которые он был куплен. Сейчас в Европе средний таймшер на первичном рынке стоит 5-6 тыс., на вторичном - 2-3 тыс. долл. Предложений много, а реализовать удается только десятую часть по цене не выше 40% от первоначальной стоимости. "Когда у меня спрашивают, что с этим делать, я отвечаю: продать за те деньги, что вы заплатили, невозможно, поэтому остается только расслабиться и получать удовольствие, - говорит глава московского представительства RCI Татьяна Муртазина, которой часто приходится отвечать на подобные вопросы. - Зато компании, занимающиеся вторичной продажей в России, заманивают клиентов, обещая им астрономические суммы. Куча жуликов сидит на ВДНХ, в торговых комплексах, во всех оживленных точках города. А что творится на Российской туристической бирже (РТБ)! В зале большое табло, на котором мелькают фантастические котировки на вторичном рынке таймшеров. Начальные суммы от 15-18 тыс. долл. за неделю отдыха! Им выгодно ставить как можно большую сумму, потому что клиента вынуждают заплатить предоплату 10-15% от предполагаемой продажной стоимости таймшера". Только в Москве на этом рынке работает свыше 30 компаний, причем большинство из них используют аналогичные приемы и, по убеждению представителей ОБЭП Москвы и Татьяны Муртазиной, курируются Ассоциацией российских компаний, действующих на рынке клубного отдыха (АРККО), а также созданной ею с нарушением действующего законодательства РТБ. За последние два года против компаний, являвшихся в разное время членами АРККО и официальными брокерами РТБ, возбуждались десятки уголовных и гражданско-административных дел. У истоков АРККО стоит Дмитрий Ковалев, "умный и уже очень богатый человек", по отзывам знающих людей. Его отец долгое время работал на кафедре уголовного права в Академии МВД, был депутатом Госдумы прошлого созыва. Его колоссальные связи обеспечили сыну хороший старт. Тот быстро понял все выгоды этой индустрии, закончил МГИМО, защитил кандидатскую по таймшерам, использовав корпоративные материалы RCI, a затем на ее основе издал книгу. Сейчас в компанию RCI поступают многочисленные жалобы от российских таймшер-владельцев, пострадавших при попытке продать свои сертификаты через брокерскую сеть, созданную АРККО при РТБ. Ассоциация, по словам Татьяны Муртазиной, присвоила и незаконно использует клиентскую базу RCI, теперь "бомбит" своими посланиями владельцев сертификатов, вводя в заблуждение людей относительно возможностей их продажи. Схема такая: приходит, например, клиент в АРККО с желанием продать две недели красного (лучшего) сезона в Vera Beach Club, там ему рекомендуют "проверенную" компанию "Виндо". Те берутся за продажу, но прежде отправляют его назад в АРККО за справкой о действительности сертификата (это отдельная история) и членством - 90 и 250 долл. Пока клиент бегает, процесс идет в нужном направлении. Когда он возвращается, наконец, со справкой, ему сообщают радостную весть: в дружественную фирму "Гранум Тур" "пришла заявка на этот клуб и как раз на две недели". Причем покупатель готов выложить за него 42 тысячи у.е. (убитых енотов) и уже внес 14 как предоплату. Так что плати 700 долл., подписывай контракт и готовь мешок для денег, которые придут в течение 30 дней банковским переводом. Срок прошел, а денег нет. Клиент приходит к благодетелям, а те руками разводят - у покупателя средств не хватило. Клиент говорит: ну пусть хоть за 14 тысяч! А ему в ответ: рады бы, да не можем, сами в контракт посмотрите - только за 42. А как же покупатель, рыдает продавец, у него же там 14 тысяч! А они сгорели, философски отвечают ему. Пропали его денежки, никто не вернет. Будем следующего ждать. Полгода проходит, а покупателей нет. Клиент говорит: отдайте мои деньги, - а ему сообщают, что они пошли на покрытие расходов, связанных с поиском покупателя. Так вот и трудятся успешно не по одному году, а когда клиенты начинают судиться, срочно закрываются или перерегистрируются. И таких примеров - десятки. Сейчас у ОБЭПа Москвы на "Виндо" куча заявлений - людей "развели" на суммы до 3500 долл., без всякой надежды на возврат. "Я лично ходила в фирму "Хилмон", под видом клиентки, которую клуб давно лишил членства - рассказывает Татьяна Муртазина. - Основной рефрен у них - давай деньги. Хочешь за 25 тыс. продать - дай две с половиной, сейчас и наличными. Нет столько - а сколько есть? Давай 1200, продадим за 12 тысяч. Нет и стольких? Ну давай сложимся - ты шестьсот и мы шестьсот, а потом вернешь, когда продадим. Вышла я оттуда совершенно обалдевшая. Кем же надо быть, чтобы им поверить!" Многие из компаний, входивших в АРККО, сейчас или в бегах, или ходят по судам стройными рядами. А Ассоциация клубного отдыха их исключила задним числом и ругает так же активно, как в свое время рекламировала со страниц своего журнала "Клубный отдых". Именно к ним АРККО направляла обращавшихся к ней за советом владельцев таймшеров. Но когда по требованию многочисленных обманутых граждан против "ИнтерКлубСервиса" (который собрал с клиентов десятки тысяч долларов за 4 года плодотворной работы) возбудили уголовное дело по факту мошенничества, эту компанию быстренько исключили из АРККО и брокеров РТБ, ликвидировали, а впоследствии объявили банкротом. И когда за дело взялись следователи из ОВД "Замоскворечье", то они были вынуждены лишь констатировать печальный факт, что у фирмы уже нет ни денег, ни имущества. Теперь в составе АРККО всего несколько фирм, а на рынке расплодилось огромное количество мелких компаний ("Лилия СТК", "Кепри Груп", "Алигарх", "Амбассадор Тур", "Тори Стайл", одна вообще изумительно называлась - "Блэк Торн", что означает "черная дыра"). Внешне не связанные между собой, они работают по одной схеме - клиента, желающего продать таймшер, не только "доят" на месте, но и посылают за справками и членством в АРККО. "Несколько лет АРККО ведет незаконную торговлю липовыми справками, - возмущается Татьяна Муртазина. - В справке вся та информация, к которой мы предоставляем бесплатный доступ: подлинность документа, наличие задолженности по управленческим взносам. Кроме того, в справке АРККО есть и просто замечательная фраза "не продан, не заложен, под арестом не состоит". Это вообще полная чушь! По распоряжению Минфина таймшер-сертификат не является ценной бумагой и потому арестованным или заложенным быть просто по определению не может. Я стучусь во все двери уже несколько лет. ОБЭП, РУБОП, прокуратура, следственные органы: АРККО обирает граждан, это незаконная предпринимательская деятельность! Ответа нет. Зато пришел запрос от председателя Московской лицензионной палаты В.Я. Заводнова, в котором он, в частности, сообщает о необходимости для всех владельцев таймшеров приобретать справки у АРККО. Раньше они полулегально это делали, а теперь господин председатель уполномочил АРККО на монопольный торг!" - возмущается Муртазина. Между тем АРККО не имеет с клубами, присоединенными к мировой системе RCI (контролирующей 80% клубов), ни одного договора, которые позволили бы ей обслуживать своих клиентов, выдавать справки и делать какие-либо заявления от их имени. АРККО также не имеет ни одного договора с международными трастовыми компаниями, что давало бы ей право легально выступать посредником в сделках на перепродажу таймшеров. Лучшее средство защиты - нападение "Жалоб на деятельность таймшер-мошенников очень много, десятки в каждом отделении. Среди пострадавших числится и жена помощника Юрия Лужкова. По нашим подсчетам, 30 тыс. долл. в день все эти прохиндеи с населения имеют", - рассказывают в ОБЭПе. Во время обыска в офисе АРККО они обнаружили кипы чистых конвертов со штампами RCI, в кабинете самого Дмитрия Ковалева - рельефные оттиски поддельной печати Европейской организации таймшер-владельцев ЕТОО, нашли договоры с клиентами, заключенные фирмами - членами АРККО, деятельность которых сейчас рассматривается в суде. "На все вопросы о происхождении документов сотрудники АРККО отвечают "подкинули", - говорят в ОБЭПе. - В офисах самих фирм никаких документов и денег нет, столы стоят пустые. Сами деньги отследить вообще сложно. Как только у клиента заветную сумму вырвут, садится с ней девочка-студентка в машину - и деру. Если машину остановит милиция, говорит, деньги личные, накопила! Пока мы занимались АРККО, у нас побывало 12 проверок разных уровней, посланы десятки запросов, в том числе два из Госдумы. На все необходимо отвечать и на вызовы ходить, объяснять, что ты не верблюд - а расследовать дело когда? Фактически срывают работу. Затягиваются сроки - дело приостанавливается. Заодно и печать нас "полощет", по заказу, за деньги жуликов". Все заявления пострадавших спускались на тормозах, рассказывают в ОБЭПе. Прокуратуры зачастую отказывают в возбуждении уголовных дел с формулировкой "за неустановлением лица, совершившего преступление". По уголовным статьям до суда так и не дошло ни одно дело, все затухало на стадии следствия или прокуратуры. "Мы давно уже просим объединить все уголовные дела по таймшер-махинациям в одно, ведь связь прослеживается по договорам, по печатям, но Минюст с августа прошлого года молчит как рыба. Нужно создавать бригаду в Главном следственном управлении, - считают в Московском ОБЭПе. - Распутать этот клубок можно только так, а пока все эти мошенники чувствуют себя в полной безопасности, все время изобретая новые "относительно законные методы отъема средств у населения" и совершенствуя старые ходы". Ковалев пришел на подготовленную почву, считают сотрудники ОБЭПа. Выкупил базу данных клиентов у фирм, уходивших с российского рынка, создал РТБ и вышел на вторичный рынок. А в результате в России заработала еще одна финансовая пирамида - но на этот раз не для бедных, а для обеспеченных людей. Только в отличие от детища Мавроди она гораздо менее уязвима для закона. Деятельностью МММ, несмотря на многочисленные жалобы, правоохранительные органы занялись только после того, как обозленные граждане огромными толпами начали перекрывать трассы, парализуя движение в центре Москвы. В случае с таймшерами опасаться этого мошенникам не приходится - не будут их достаточно солидные покупатели создавать массовые "комбеды" для борьбы за свои права. Как сказал один из пострадавших от "Тропиканы Маркетинг" - Юрий Владимирович, он "понял, что заработать другие деньги гораздо проще, чем выцарапать украденное". Нужен закон Система опустошения кошельков доверчивых граждан отточена десятилетиями, а юридическая защита от взыскания построена почти неуязвимо. Данный состав преступления трудно доказуем в суде, поэтому дело, как правило, не возбуждают. "Возврат таймшерных денег - дело нелегкое, а иногда практически невозможное, - говорит Георгий Мохов, генеральный директор юридического агентства Persona Grata. - Я не хотел бы упоминать конкретные случаи с названием фирм, фамилий и сумм. Это непозволительно до решения суда и весьма опасно для нас. Обращений достаточно много, в том числе и по "Тропикана Маркетинг", фирм, упоминаемых в претензиях, полтора десятка. Интересно, что очень много таймшер-фирм находится в Москве по одному и тому же адресу, на Садовнической улице. При этом обращения сейчас поступают в основном по вторичному рынку. О возврате основной суммы денег заявок стало гораздо меньше, хотя время от времени приходят клиенты с договорами на 10-15 тыс. долл., заключенными совсем недавно. Они хотят расторгнуть договор и вернуть деньги, не воспользовавшись сертификатом. Сделать это достаточно трудно". Популярный способ - признать через суд договор продажи прав на таймшер договором на туристические услуги, с соответствующими требованиями, предъявляемыми к данному виду договоров. Но в основной массе иски не имеют судебной перспективы. Маркетинговая фирма, накопив достаточно "хвостов", исчезает, ликвидируется или перерегистрируется на подставных лиц. На ее месте появляется новая. Этим же приемом в свое время воспользовалась и "Тропикана", сменившая форму собственности, как только ее клиенты выиграли иски в суде по возврату крупных сумм. В свое время эта компания умудрилась продавать по 20 тыс. долл. воздух - апартаменты в еще не выстроенных отелях либо несколько таймшеров на одни и те же номера. "На мой взгляд, ответственность таймшер-компаний должна быть оговорена отдельными нормативными актами федерального законодательства, поскольку это особый вид правоотношений, - считает Георгий Мохов. - Первый шаг к этому сделан: 10 февраля вступает в силу закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором предусмотрено лицензирование деятельности по продаже прав на клубный отдых (таймшер). Положение о лицензировании данного вида деятельности еще не разработано. Если законом будут определены условия деятельности, применяемые формы договоров и обязательный перечень документов, выдаваемых клиенту, будет возможность по крайней мере проверять эти фирмы на соответствие лицензионным требованиям и наказывать за нарушение прав потребителей. Хотя есть большая вероятность, что разрабатывать эти условия, лоббировать закон будут сами же деятели таймшера. Действующие таймшер-компании стараются максимально легализовать свою деятельность, "зацепить" их достаточно сложно, а наличие очень больших денег позволяет им избежать грубых форм воздействия со стороны правоохранительных структур". Опасения юриста небеспочвенны. Дело в том, что именно Дмитрий Ковалев инициировал в 1996 г. принятие закона о клубном отдыхе, в котором много говорится о защите прав потребителя, но не разработаны реальные механизмы для этого. Закон был принят Госдумой в 1999 г., однако Борис Ельцин наложил на него вето. Теперь разработчик вновь пытается протолкнуть его в Думу. Руководитель департамента туризма Минэкономразвития Нателла Шенгелия уже разослала этот проект по министерствам и ведомствам для получения комментариев. К сожалению, полученные отзывы из министерств говорят о том, что там не имеют ни малейшего представления о таймшере. Чего стоит хотя бы заявление Министерства по налогам и сборам о том, что предлагаемый проект закона не содержит вопросов, входящих в его компетенцию! Выходит, что отрасль, в которой бесконтрольно крутятся гигантские суммы, данное ведомство просто не интересует. Между тем только клиентами компании RCI в разное время было свыше 25 тысяч российских семей с таймшерами, купленными в среднем за 15 тыс. долл. неделя. Еще больше сертификатов продавалось в другой международной обменной системе, Interval International, однако точной статистики нет. За годы первичных продаж таймшеров в России только официальным и полуофициальным путем было продано сертификатов на сумму свыше 1 млрд долл. А скольких просто кинули! И все это было вывезено в чемоданах, страна не получила ни копейки. "Нам нужен тщательно проработанный закон, который позволит не накинуть намордник на продавцов клубного членства, а создать отлаженный механизм регулирования этого сектора туризма. Он должен защитить покупателей, обеспечить баланс интересов всех участников отрасли и развитие клубного отдыха в России, приносящего солидный доход в государственный бюджет, как это давно сделано в европейских странах, - считает Татьяна Муртазина. - Я убеждена, что это выгодное и доходное дело, к которому необходим подход на государственном уровне, тем более что клубный отдых развивает в первую очередь въездной и внутренний туризм. Эти преимущества давно оценили наши бывшие союзники по соцлагерю. Только за два последних года в странах Восточной Европы возникло девять новых клубов. Единственное, что надо сказать, таймшер - это продукт специфический. Он должен найти своего потребителя. Нужно найти семью, которой это действительно нужно, интересно, которая может себе это позволить. Не хватать бабушку на улице, выманивать у нее последние деньги и потом бросать ее - вот, мол, радуйся, теперь у тебя пожизненный высококомфортный отдых. А нужен ли он бабушке, маркетинговые компании часто забывают поинтересоваться. Клубный отдых - достаточно дорогой. Он ориентирован на солидного потребителя, у которого есть деньги. Мы не должны сравнивать его с обычным турпакетом, когда людей отправляют по коллективным договорам, по которым предоставляются большие скидки. Это индивидуальный отдых, который не бывает дешевым. Однако этим выгодно пользоваться всю оставшуюся жизнь, если вы привыкли широко, с размахом отдыхать.

Евгения ЛЕНЦ

Категория: Для Брянских жителей | Добавил: pismo (04.02.2013)
Просмотров: 3414
Форма входа и регистрации

Поиск
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Друзей: 0
фотостудия Фотельер в Брянске

Copyright MyCorp © 2006-2024 Хостинг от uCoz