Личное мнение: На что только не идёт розничная торговля, чтобы продать товар. И не просто продать товар, но и получить при этом доход. И ни чего в этом плохого нет. Ведь каждый из нас работает, чтобы получать доход. Но пути, которые обеспечивают этот доход различные. Ещё не открылся магазин, ещё только строится, а на витринных стёклах аршинными буквами информация о скидках. Скидки от какой начальной стоимости, если торговля ещё не началась.
Попробуем во всём этом разобраться на потребительском уровне, не претендуя на глубокие экономические исследования.
Начнём с определений.
Розничная цена товара (Ц тов.) – это та цена, по которой мы с вами, потребители, приобретаем товар у продавца. И, естественно, нам с вами хотелось бы, чтобы эта цена была минимальной.
Наше желание входит в диалектическое противоречие с желанием продавца. В философии такое противоречие характеризуется диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Ну и коль скоро это закон, то в нём есть и свои закономерности.
Начнём с того, что цена товара есть суть затраченного общественно необходимых затрат труда на всех стадиях жизни товара – от его разработки до реализации. Но не всегда цена товара объективно отражает ту самую суть общественно необходимых затрат труда, а является выражением ряда других факторов – мода, спрос, монополизм, отсутствие достоверной информации, сговор производителей и продавцов, не знание потребителем истинной цены товара и других. Наряду с этими факторами успешно «трудятся» на благо продавцов ряд факторов, которые позволяют успешно реализовывать товар по ценам, не отражающим объективно затраченный общественно полезный труд, а, следовательно, по реальной, объективной цене, а по значительно завышенным ценам. И здесь на помощь приходят методы скидок, подарков, бонусов, лотерей и т.д.
В основе всей экономической деятельности человека лежит принцип получения прибыли, или хотя бы не убытков. То же самое лежит и в экономической основе торговли. Ни один продавец не будет работать заведомо себе в убыток. Следовательно, продавая товар продавец стремиться получит прибыль, заработать и окупить все затраты, связанные с организаций торговли – закупка товара, его транспортирование, хранение, реализация и т.д.
Рассмотрим составляющие розничной цены товара.
В первую очередь розничная цена товара включает цену товара, установленную изготовителем – так называемая закупочная цена (Ц изг.). Сюда же давайте отнесём и затраты посредника, если он есть.
Далее продавец осуществляет транспортирование товара, организовывает его хранение и реализацию (т.е продажу товара нам, потребителям), несёт при этом определённые затраты, включая в том числе и заработную плату, и какую-то прибыль, и уплату соответствующих налогов государству. Затраты продавца выражаются в процентах от стоимости товара, приобретённого и изготовителя. Обозначим торговые издержки продавца в процентах как процент торговых издержек - П т.и..
Тогда цена товара определиться из выражения:
Ц тов. = Ц изг. *(1 + П т.и./100).
Но с учётом сложившихся рыночных отношений, продавцу хочется иметь ещё так называемый в народе «навар», т.е. сверхприбыль. (хорошо, если бы эта сверхприбыль декларировалась и от неё начислялся налог, а то ведь она, как правило, уходит в карман продавцу).
В таком случае цена товара изменяется на величину «навара» и будет составлять:
Ц тов. с наваром = Ц тов. *(1 + П нав./100),
где П нав. – планируемый процент «навара».
От цены изготовителя цена товара с «наваром» будет составлять:
Ц тов. с наваром = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100).
Торговля дело рискованное, и, если окажется, что цена с «наваром» оказалась не совсем реальной, и торговля «не идёт», то в ход пускаются скидки. Величина скидки, естественно, зависит от величины «навара», поскольку остальные составляющие имеют под собой более или менее реальную основу и скидки на цену без «навара» дело практически убыточное и такое продавец не может себе позволить.
Цена товара со скидкой может быть определена из выражения:
Ц тов. со скидкой = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) * (1- Пск./100),
где Пск. – процент предполагаемой скидки.
Анализируя данное выражение, можно сделать вывод, что без ущерба (убытков) для продавца можно назначить новую цену товара со скидкой при условии, что выражение (1 + П нав./100) * (1- Пск./100) будет не меньше единицы, т.е. продавец сумеет вернуть и стоимость закупленного товара и свои реальные торговые издержки.
Поясню это на примере.
Продавец купил товар у изготовителя по 1000 рублей за единицу. Затраты продавца на транспортирование, хранение и реализацию составили 20 % от стоимости товара. Тогда розничная цена товара должна быть:
Ц тов. = Ц изг. *(1 + П т.и./100) = 1000 * (1 + 20/100) = 1200 рублей.
Однако продавцу хочется иметь «навар» (сверхприбыль) и он устанавливает процент «навара» в 100 % от стоимости товара.
Теперь цена товара с «наваром» будет составлять
Ц тов. с наваром = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) =
= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) = 2400 рублей.
Однако по цене 2400 рублей товар «не идёт» и продавец объявляет скидку, например, в 50 %.
Теперь цена товара со скидкой составляет:
Ц тов. со скидкой = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) * (1- Пск./100) =
= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) * (1 – 50/100) = 1200 рублей.
Таким образом, стоимость товара составляет всё те же 1200 рублей, но во всеуслышание заявлено о 50 % скидке, заботе о покупателе и т.д.
Объявив скидку поменьше можно получить и «навар», но в меньшем количестве.
Самое главное во всём этом – декларировать, объявить скидку, на что легковерные покупатели с удовольствием «клюют».
При покупке товаров со скидками не следует смешивать понятие покупки уценённых товаров. Ведь если скидки это экономическая акция, то уценка товара производится при наличии в нём каких-то недостатков.
Некоторые недобросовестные продавцы при продаже товара со скидкой предупреждают, что товары, проданные со скидкой, назад не принимаются, т.е. с их слов на такой товар не распространяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Не верьте этому – вас и здесь пытаются в очередной раз обмануть.
Другой путь зарабатывать сверхприбыль («навар») это продавать товар с «подарками».
Здесь необходимо понять одну прописную истину – с какого это перепуга продавец дарит вам подарок? Вы кто ему – брат, сват, друг? Вы ему никто! И поэтому вас можно обмануть в очередной раз.
Механизм получения «навара» в данном случае следующий. Вам продают основной товар по заведомо завышенной цене. При этом в эту цену включается и цена «подарка». Внешне кажется всё благопристойно. На самом же деле здесь действует тот же механизм, что и при скидках – цена необоснованно повышается, а затем делается скидка в виде «подарка». Но переплата не самое главное в этом «фокусе». В качестве «подарка» вам подсовывают абсолютно ненужную вам вещь, возможно с истекшим сроком реализации, вещь, не пользующуюся спросом. А при выходе «подарка» из строя (поломке его) положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на «подарок» не распространяются, поскольку вы этот подарок не покупали, в чеке у вас отмечен только основной товар, а дареному коню, как говорит пословица, в зубы не смотрят. Следовательно, если «подарок» откажется служить вам верой и правдой, то вы никаких требований в рамках действующего законодательства предъявить продавцу вы не сможете.
Следующий вид вытягивания с покупателей денег – это бонусы. В переводе с латинского языка бонус – премия. И опять же – с чего это вам продавец платит премию, за какие финансовые успехи вас награждают? Мы помним, что просто так и чирей на одном месте не вскочит. Значит, продавцу экономически выгодно давать вам премию. Но из каких средств? Опять же за ваш счёт. Цена на товар заведомо повышается, а затем делается всё та же скидка в виде премии. Но с бонусами есть ещё один момент, отличающийся от простой скидки – вас «привязывают» к продавцу, вам могут отоварить бонус только у данного продавца. То есть бонусы это ещё более изощрённая форма отъёма денег продавцом у покупателя, ещё более надёжная схема очистки ваших карманов.
|